Главная » Портфолио » РУП "Белтелеком" Витебский филиал

РУП "Белтелеком" Витебский филиал

Оснащение конференц-зала звуковым и видеоотображающим оборудованием

Как возник проект

Сначала на этот объект пришли наши партнеры, а нас попросили создать некий концептуальный перечень оборудования с расположением, на основе чего они бы смогли прийти к какому-то заключению, как будет выглядеть конференц-зал, обставленный мебелью и как именно эта мебель будет сочетаться с оборудованием.

Мы подготовили несколько вариантов под различные конфигурации столов, расположения оператора и даже размещение оборудования на чертеже, в том числе несколько вариантов расположения видеостены и так далее. В итоге заказчик остановил свой выбор на одном из этих вариантов и обратился уже напрямую к нам за разработкой технического решения.

Задачи проекта

Заказчик хотел получить большое средство отображения – видеостену. Также должна быть обеспечена возможность показа презентации из зала, но здесь возникла проблема: оборудование для ВКС было расположено в узле управления в другом конце здания на удалении порядка 70 метров от конференц-зала. Нам нужно было обеспечить возможность транслировать видеосигнал из/в узел управления на видеостену в конференц-зале.

Система распределения должна была доставлять сигнал на мониторы, расположенные на столах. Кроме этого, заказчик хотел получить на столах моторизованные мониторы.

Подключение существующей системы ВКС осуществлялось следующим образом. У заказчика уже имелся кодек Avaya, к которому было необходимо подключить несколько камер, находящихся в зале (и также поставленных нами), а в довесок - конгресс-систему для всех участников с возможностью ее автонаведения на говорящего человека во время сеанса ВКС. Ко всему этому добавлялась система управления, способная обеспечивать возможность выбора источника звука, включение автонаведения и тому подобное.

Сложности проекта

Основная сложность заключалась в озвучивании помещения. На фото видно, что конференц-зал расположен в части узкого длинного помещения: удлиненный стол, на котором располагается довольно большое количество микрофонов.

В сфере ProAV мы, как говорится, «не первый год замужем» и прекрасно понимали, что большое количество микрофонов в подобном помещении для качества звука – это, скорее, плохо, чем хорошо. Ведь в этом случае была высокая вероятность, что микрофоны начнут «заводиться» и чтобы этого избежать, предпочтение было отдано в пользу звуковых колонн Yamaha. Ведь именно звуковые колонны позволяют создать равномерное озвучивание по всему помещению так, что человек, находящийся в начале помещения, получает примерно такое же звуковое давление, как и тот, кто находится в конце помещения – разница давления совсем небольшая. Также благодаря использованию звуковых колонн нам удалось решить вопрос обратной связи. Не будем сильно вдаваться в физику, скажем лишь то, никакой дополнительной обработки производить не требовалось, микрофоны не «заводились» благодаря слишком маленьким излучателям звука, расположенным в звуковых колоннах. Нам даже не пришлось применять какого-либо процессинга с целью избежать «заводки».

Еще важный момент, на который нужно обратить внимание - это система автонаведения. Многие лидеры мнений в сфере ProAV о ней постоянно говорят, но мало кто на самом деле знает, как она работает. Вопрос лежит не столько в технической плоскости, сколько в организационной: всем понятно, на дисплей должно выводиться изображение участника дискуссии, который активировал свой микрофон конференц-системы.

Но что будет, если этот человек нажал кнопку и затем ее быстро выключил? А если таких людей будет пять человек? А еще очень интересно, что произойдет, если двое из них сидят рядом? Все эти нюансы требуют много времени чтобы согласовать их с заказчиком: ведь только заказчик знает, какой логики должна придерживаться система.

Наша идея-предложение заключалось в следующем. Когда говорит один человек - мы показываем его. Когда два человека говорят одновременно - мы показываем общий план. Но правильно ли это? Оказалось, что не совсем: если все участники дискуссии находятся с одной стороны, то мы показываем их на один экран – у нас есть одна камера под видеостеной, и две камеры - по краям стола. Соответственно, если на одной стороне стола кто-то начинает говорить - мы показываем эту часть стола, а не общий план. Затем у нас возникли нюансы с президиумом, где расположены два или три микрофона (на фото вверху - их три). По итогу их все же осталось два и когда в президиуме расположилось три человека – у нас возникла проблема с наведением в область президиума. После нашего диалога с заказчиком было принято решение добавить кнопку в той части стола, а эти микрофоны - объединить. В случаях, когда во время заседания в президиуме находятся, скажем так, равнозначные по статусу персоналии, существует возможность по нажатию кнопки «объединить» план - тогда у них одновременно активируются два микрофона и мы сразу показываем уже троих человек. А если же данная возможность временно не задействована (то есть в президиуме находится не более одного человека) - то мы просто «отжимаем» эту кнопку и наведение уже происходит по первому либо по второму микрофону. Не будем скрывать, что совместная с заказчиком разработка итоговой логики работы системы заняла достаточно много времени, но как раз в этом и есть задача интегратора - понять чего хочет заказчик на самом деле и реализовать это в наилучшем виде!

Для того, чтобы иметь возможность «гибкой» подстройки данного решения, мы использовали стороннюю систему управления на базе оборудования Extron. Многие дешевые конгресс-системы и системы наведения камер имеют встроенный функционал наведения камеры по нажатию на пульт, но этот функционал не позволяет делать отступлений с какой-либо произвольной логикой, как это сделали мы при разработке данного проекта. Мы считаем, что решение использовать сторонние системы управления для автонаведения вместо чего-то встроенного было самым правильным: ведь если производитель изначально придумал что-то по своей логике, то у нас, как у интегратора, логика может быть другая – в итоге подход производителя не совпадает с запросами заказчика и начинаются проблемы.

Весомым плюсом к системе управления, которую мы сделали, стала возможность отключения автонаведения на тот случай, когда автонаведение нежелательно.

Еще один важный момент, касающийся автонаведения, заключался в том, что у нас стояла задача сделать так, чтобы при повороте камеры, находящейся на одной стороне, этого поворота не было бы видно тем участникам переговоров, которые находятся на противоположной стороне зала. При активировании микрофонного пульта конференц-системы у нас идет стоп-кадр на весь период времени, пока камера наводится на новый объект. Работает это так: у нас есть четкая картинка одного выступающего – пауза - появляется четкая картинка другого человека: переходы между камерами аудитории не видны. В ситуации, когда в конференц-зале имеется большой стол это становится критичным: можно быстро утомиться, когда видишь, как камера начинает «бегать» от одного человека к другому и обратно.

Для решения этой проблемы нами был использован коммутатор Cypress CDPS-41SQN - это он переключает камеры и создает «паузу в картинках».

Важной частью проекта было создание интерфейса управления специально под заказчика, что стало для нас настоящим «вызовом». Изначально у нас была договоренность с заказчиком, что мы сделаем этот интерфейс именно так, как нам это видится. Мы условились, что после того, как мы его “нарисуем” – то в дальнейшем у заказчика будет определенный период времени на его бесплатную доработку. То есть мы его делаем, они им пользуются и получают свое видение о том, как это должно работать, затем вносят свои правки - мы доделываем интерфейс управления согласно их пожеланий. В целом это нормальная практика и с системами управления мы рекомендуем делать именно так. В данном случае все это делалось на базе оборудования Extron.

Описание технического решения

В центре всей коммутации находится матричный коммутатор Extron DTP CrossPoint 86, он у нас обрабатывает и коммутирует звук, а также все видеосигналы.

Система ВКС состоит из двух терминалов ранее приобретенных заказчиком самостоятельно. Наличие двух терминалов не случайно - это сделано для предупреждения ситуации, если во время сеанса «умирает» один из терминалов ВКС. В случае нештатной ситуации можно “бесшовно” переключиться на другой терминал - никто из участников ВКС этого не заметит.

Бесшовное переключение между терминалами реализовано на базе бесподрывного матричного коммутатора Cypress CDPS-44SM, который включает в системе управления либо один терминал, либо второй. Делается это вручную и при желании можно было сделать переключение автоматически по наличию сигнала - если сигнал пропадает, происходит переключение. Заказчик попросил сделать возможность ручного переключения.

Сигнал с камер из зала приходит в терминалы ВКС. PTZ камеры устанавливаются в зале, а их приемные блоки располагаются в серверной. Камеры имеют разрешение FullHD (1080p). Терминалы этой ВКС не воспринимают разрешение на входе больше, чем HD (720p), поэтому сигнал от камер пришлось масштабировать, снизить разрешение до 720p - матричный коммутатор Extron DTP CrossPoint 86 это нам вполне позволяет сделать.

Откровенно говоря, это было не самое лучшее решение: коммутация осуществляется только на выходах DTP (это передатчики по витой паре), соответственно, нам пришлось ставить приемники по витой паре прямо в серверной, поэтому у нас получилось пять метров витой пары вместо HDMI кабеля. Но зато у нас есть возможность масштабировать сигнал, после чего наши камеры стали прекрасно «понимаемыми» со стороны терминалов ВКС. Если бы терминалы были сразу FullHD, то это масштабирование было бы уже и не нужно: возможно, мы бы использовали другой коммутатор, но что есть - то есть.

В видео заходит картинка из компьютера оператора и из передатчика DSV 4K из зала. В зале имеется место оператора, где расположен один передатчик, также есть мобильная трибуна – там находится второй передатчик. При необходимости есть возможность одновременно подавать сигнал из обоих передатчиков. Из матричного коммутатора Extron оборудованы выходы на видеостену, на мониторы на столе и на мониторы оператора через мультивьювер, а это значит, что оператор на своих мониторах может видеть как один источник, так и сборку из нескольких источников, что позволяет оператору одновременно видеть три камеры. При желании, на одном из мониторов может демонстрироваться, допустим, презентация. Но самое главное: оператор имеет возможность управлять, что и на каком именно мониторе он хочет увидеть. Видеостена, стол с мониторами, два отдельных приёмника – на них также может выводится различный контент. Также на операторском пульте в зале имеется монитор со своим преемником, на который выводятся картинки с мультивьюера.

Что касается звука, то в конференц-зале установлена конгресс-система Shure, включающая в себя несколько микшерных пультов, хотя сам блок конгресс-системы находится в серверной. Для аудитории, находящейся в зале, имеется еще один радиомикрофон. Также в зале размещены акустические системы Yamaha в виде звуковых колонн (о них мы уже писали в разделе «Сложности проекта»).

Неожиданно для нас возникла необходимость «уложить» аудиосигнал и «достать» аудиосигнал из системы МГТС – это была какая-то внутренняя аналоговая связь по всему «Белтелекому» (вероятно, помнящая еще девяностые годы). О том, что нам нужно завести сигнал в эту аналоговую связь нам стало известно лишь в день проведения пусконаладочных работ – на месте нам удалось довольно быстро решить проблему, благо входов и выходов у нас хватало.

Дополнительно после этого нам было нужно еще подключить звуковые мониторы для оператора, чтобы он мог слышать происходящее в зале. Это тоже стало неожиданностью, потому что изначально об этом речь не велась. Но и для этой задачи мы нашли решение - эти звуковые мониторы в итоге были успешно подключены.

После этого не без улыбки вспомнили одно из золотых правил AV-интеграции, гласящее: «всегда в оборудовании нужно иметь хоть какой-то запас, чтобы при необходимости было куда подключить дополнительное оборудование». А в идеале - еще в момент проектирования уже хорошо бы понимать, что если вдруг заказчик принесет некое дополнительное оборудование, например, для источника HDMI. По нашему опыту чаще всего это может быть плеер или стриммер. В теме звука это может «еще один» микрофон… Нередко может возникнуть ситуация, когда оборудование «забито» - в таком случае пути добавления видеосигнала отсутствуют, что для проекта в целом не есть хорошо. Особенно остро эта проблема встает при больших инсталляциях, таких как студии, конференц-залы и так далее. Позволим себе повториться: в таком зале нужно всегда иметь запас. В данном проекте мы такой запас имели, что и позволило нам удовлетворить все желания заказчика, возникшие уже после начала реализации проекта.

Ход реализации проекта

В разделе «Сложности проекта» мы уже рассказали о проблемах, возникших с настройкой системы автонаведения, согласно пожеланиям заказчика.

Также во время пусконаладочных работ возникла необходимость подключать дополнительные устройства - и нам уже прямо на объекте пришлось придумывать новую принципиальную схему, причем делать это без зарисовок: принципиальная схема была, скорее, в голове у одного из наших инженеров, отвечающего за проект. Также пришлось «накидывать» конфигурацию, отличную от той, которая была задумана изначально и затем строить по этой обновленной схеме прямо на месте. Ситуация усугублялась тем, что нас начинали поджимать сроки сдачи объекта – при этом нам добавили несколько новых задач... Но в итоге все сложилось благополучно: мы успели все доделать и сдать объект вовремя.

А вот с монтажом трудностей не возникло, если не считать, конечно, не очень удобный доступ к конструкции стола, а также то, что рековый шкаф пришлось собирать-разбирать несколько раз, чтобы в итоге все оборудование уложить красиво. Ведь в ходе инсталляции в шкаф добавлялись дополнительные устройства, причем к нам они не имели никакого отношения, но, тем не менее, «жилплощадь» для них обязаны были обеспечить мы. Технически в этом не было ничего сложного, т.к. все провода находились рядом. Остальной же монтаж прошел штатно.

Бренды, использованные в проекте

AUDAC, Cypress, Extron, Shure, Vaddio, Yamaha.

Оборудование, примененное в проекте

    • Усилитель-распределитель Cypress CPRO-16E, 1:16 сигналов HDMI;
    • Четырехоконный мультивьювер сигналов (масштабатор / преобразователь) Cypress CDPS-41SQN;
    • Низкоомный усилитель мощности класса D AUDAC EPA152, 2х150 Вт/4 Ом, 2х80 Вт/8 Ом, 1х300 Вт/8 Ом;
    • Передатчик DTP на длинные дистанции для HDMI Extron 60-1331-12;
    • Приемник HDMI для длинных дистанций с DTP Extron 60-1331-13;
    • Скалирующий презентационный матричный коммутатор 8х6 с бесподрывной коммутацией и поддержкой 4K Extron 60-1382-23A;
    • Коммутатор Extron 60-1487-52;
    • Компактный линейный массив (звуковая колонна) Yamaha VXL1W-16;
    • Бесподрывный матричный коммутатор Cypress CDPS-U42HPIP;
    • Матричный коммутатор 4х4 сигналов HDMI со встроенным процессором построение видеостен Cypress CDPS-44SM;
    • Наклонно-поворотная (PTZ) управляемая камера Vaddio RoboSHOT 30 HDBT;
    • Управляемая камера (PTZ) Vaddio RoboSHOT 12 HDBT OneLINK HDMI System;
    • Центральный блок конференц-системы Shure DIS-CCU-E;
    • Настольный пульт Shure DC 5980 P;
    • Конденсаторный микрофон на «гусиной шее» Shure GM 5924;
    • Радиосистема с ручным микрофоном (капсюль SM58) Shure BLX24E/SM58.

Особенности реализованного решения

Как и все решения, разработанные в разное время командой МедиаСтройИмидж, данное решение было гибким. В этом проекте это еще раз подтвердилось в ходе пусконаладочных работ: нам удалось успешно добавить в проект оборудование, наличие которого изначально там не предполагалось и это оборудование корректно работало.

Особенность решения была также и в том, что заказчик совместно с нами доработал систему управления так, как это ему было удобно, после чего удобство пользования системой управления значительно улучшилось.

Позже заказчик дооснастил ее следующим образом: на кодек ВКС передается удаленная сторона помещения вместе с «нашей» стороной, также туда был «всунут» звук. Далее эта картинка с помощью дополнительных приемопередатчиков была распределена по рабочим кабинетам определенных сотрудников организации так, что теперь все они могут смотреть ВКС со своих рабочих мест, физически находясь в различных помещениях.

В проекте была использована конгресс-система Shure. Это типовая конгресс-система - никакой собственной технологии у них нет, пульты подключаются по цепочке кабелем витой пары. Что немаловажно - это недорогой кабель, его легко заменить, перееобжать, а в случае поломки эта же особенность помогает решить ряд вопросов, связанных с микшированием звука и так далее, что снимает проблему «как и куда нам засунуть семнадцать (!) микрофонов». Центральный блок стандартным для подобный систем функционалом. Все это дает возможность контроля за пультами: оператор может отключить любой из них во время конференции, либо включить, когда это потребуется. В конференциях участвуют люди которые не все всегда понимают, как им обращаться с микрофонным пультом – иногда им требуется помощь оператора. Также оператор внимательно следит за тем, чтобы у участника дискуссии, который говорит в данный момент, не был выключен микрофон.

Теперь несколько слов о коммутации видео, передача которого осуществляется с помощью протокола DTP Extron. По сути дела, это общедоступный HDBaseT протокол, просто в него когда-то давно поместили его же собственное питание. Опять же, HDBaseT позволяет передавать сигналы формата HDMI до 4K по витой паре пятой экранированной категории. Кроме того, его несложно, а, главное недорого заменить при возникновении ситуации, когда по незнанию или по недосмотру «перекусили-перерезали». В данном случае у нас было большое расстояние от серверной, поэтому нам понадобилась именно такая система.

Звуковое оборудование Yamaha, звуковые колонны были также этого бренда.

Мы использовали камеры Vaddio, т.к. этого хотел заказчик. По нашему мнению, это дорогой бренд, причем неоправданно дорогой: мы не видим каких-то принципиальных отличий от его аналогов, которые значительно дешевле. Что касается качества картинки, то, опять же, с помощью аналогичных камер, мы были бы в состоянии обеспечить такое же качество картинки, и это стоило бы в несколько раз дешевле.

Правда, нам понравился HDMI-приемник системы OneLINK, когда к камере идет обычный кабель витой пары, передающий сигналы управления, питания и видеосигнал, что позволяет нам извлекать эти сигналы уже непосредственно из блока, а это очень удобно для подключения и коммутации. У камеры Vaddio есть своя технология Tri-Synchronous Motion, которая позволяет крутить камеру плавно и быстро (чтобы это не значило). При поворотах на большие углы камера делает это быстро и в итоге картинка не скачет. Но т.к. у нас отключен поворот, то эта опция камеры для нас становится уже и не очень нужной. Правда, нельзя исключить того, что в будущем такая «спящая» возможность этой камеры вполне может пригодится.

Если говорить о реально «сильных» технологиях, то заказчику даже удалось доработать наше решение. На фото – настольный пульт Shure DC 5980 P, на котором можно видеть изображение говорящего человечка в красном квадратике. Квадратик - это выпуклая наклейка: если по ней провести пальцем, то можно легко почувствовать, что она объемная. Правда, не для всех участников тестового совещания было очевидно, что это за волшебная кнопка такая и как говорить с этого пульта. Но когда заказчик сделал такую небольшую подсказку в виде объемной рамки на кнопке - для людей стало намного понятнее, куда именно нужно нажимать.

Итог

Все, что заказчик декларировал перед началом работы над проектом, он получил, в том числе и произвольную коммутацию аудио-видео и хороший звук в зале без необходимости присутствия оператора. Мы подвязали кодеки ВКС с возможностью их резервирования: два кодека одновременно звонят, два одновременно работают - можно переключаться и все это делается очень просто. И, конечно же, система управления, которая уже точно закрывает все задачи.

Мы сделали даже немного больше, чем это планировалось тендером и последующим проектом - это тот функционал, о котором мы рассказали выше, и он нигде не был прописан.

Если говорить кратко, то в итоге получилась качественная студия. Если касаться вопроса оснащения, то мы часто видели студии, в которых имеется в наличии много дорогого оборудования, но оно нередко настолько бестолково сконфигурировано что добрая половина этого оборудования вообще не используется... В данном случае у нас нет каких-либо «пустых» девайсов, которые просто лежат и никому непонятно, что с ними делать. С большой натяжкой к таким девайсам можно отнести передатчики мобильной трибуны – но нам было понятно изначально, что данное оборудование будет использоваться не всегда, равно как и место оператора в зале.

Ничего инновационного в техническом решении в этом проекте не было, использовалась стандартная коммутация. Правда, нам пришлось много настраивать и «допиливать», но мы остались полностью довольны полученным результатом.

Уже после окончания работы над этим проектом мы написали текст «10 простых вопросов о конференц-залах».

Специалисты компании МедиаСтройИмидж будут рады оборудовать конференц-зал в Вашей организации, учитывая особенности помещения и специфику деятельности предприятия.

Наши телефоны +375 (17) 236-13-43 и +375 (29) 303-30-65,
также с нами можно связаться по электронной почте zakaz@msipro.by

Похожие проекты