Задачи проекта
В начале работы над проектом перед нами стояли следующие задачи:
- качественное переподключение существующего оборудования (акустические системы и усилители мощности);
- настройка оборудования для его корректной работы;
- установка рэкового шкафа и размещение в нем всего существующего оборудования, установка регуляторов громкости на каждую зону ресторана;
- на летней террасе реализовать возможность подключения пульта диджея к аудиосистеме ресторана.
Сложности проекта
При первоначальном осмотре оборудования, установленного в ресторане, нами была отмечена нецелесообразность применения «стерео» оборудования для фонового озвучивания объемного помещения ресторана, поскольку стереозвучание имеет место быть при прослушивании музыкального контента в одной точке, в которой сосредоточена группа слушателей, либо слушателем является один человек.
Все кабельные соединения были выполнены на «скрутках» и плохо изолированы, что ухудшало надежность системы. Так же нами было обнаружено, что некоторые кабели плохо зажаты в клеммных колодках, подключаемых к усилителям, а некоторые вообще было не подключены и/или выпадали из разъемов.
Мы не совсем поняли, для чего именно нужно было использовать студийный/концертный эквалайзер Behringer в данной конфигурации оборудования хотя бы потому, что сигнал от источника (сетевой плеер) был линейным/несимметричным, а эквалайзер изначально был рассчитан на балансный/симметричный сигнал. Подключать плеер через данный эквалайзер без дополнительных преобразователей (директ-боксов или им подобных) — некорректно, т.к. это, как минимум, может влиять на уровень выходного сигнала, а выравнивание частотных характеристик сигнала с помощью эквалайзера – не является операцией для пользователя-непрофессионала.
Левый и правый канал стереосигнала также были разделены не только по усилителям мощности (D850, D1650), но и по самим зонам озвучивания. На улице и в туалете звучал, к примеру, левый канал стереосигнала, в коридоре, зале и на кухне – правый. В итоге, в отдельно взятой зоне звук казался неполным, урезанным.
При попытке отрегулировать басовые усилители (усилители для сабвуферов) было выявлено, что два из трех работают штатно и поддаются регулировкам, а вот третий, при подключении его в линию к двум другим, заметно снижал уровень общего сигнала: в итоге музыка в системе начинала играть на 25% тише, хотя положение ручек регуляторов не менялось. При одиночном подключении данного усилителя и исправного (сначала подключили один, затем второй) затухание сигнала на первом усилителе подтвердилось, в связи с чем нами было сделано предположение о его неисправности.
Также нами замечено, что сабвуфер, который подключен к условно неисправному усилителю, не работает должным образом (т.к. низкочастотный диапазон звука он проигрывал едва заметно). Это подтвердилось при подключении его к исправному басовому усилителю.
Клеммный блок, отвечавший за подключение потолочных громкоговорителей в коридоре, расположенных между общим залом и туалетами, был не подсоединен к усилителю и лежал в стороне. После его подключения и последующей регулировке уровня громкости в коридоре и туалетах мы определили, что один из громкоговорителей в туалете (правая кабина, левый динамик) попросту «хрипит» и, тем самым, искажает весь звуковой фон. На основании этого было сделано предположение, что громкоговоритель неисправен. Затем методом исключения мы определили, что данный динамик подсоединен к цепи громкоговорителей в коридоре и отключили его как неисправный.
Персонал ресторана сообщил, что после активного воспроизведения музыки на высокой громкости усилители мощности неоднократно отключались и через непродолжительное время включались снова. По всей видимости, при перегреве или перегрузке системы усилители просто уходили в режим защиты/аварийный режим и с этим нужно было что-то делать.
Также было отмечено, что при воспроизведении отдельных музыкальных треков (с широким диапазоном частот или преобладанием низких частот) один или несколько корпусных громкоговорителей в общем зале воспроизводят звук искаженно: скрипят, хрипят и издают тому подобные звуки. Обычно так бывает, когда колонки начинают выходить из строя, требуют ремонта или, чаще всего, замены.
Следует отдельно отметить, что установленные на улице громкоговорители предназначались для использования в системах фонового озвучивания или специального прослушивания музыки, что вполне подходило для применения в помещении ресторана. Однако, они не были рассчитаны на продолжительное использование при высокой громкости в ходе мероприятий, например, выступления DJ или музыкантов.
Установленные в общем зале громкоговорители изначально были предназначены для оснащения домашних кинотеатров или комнат для прослушивания Hi-Fi-стерео.
При проведении развлекательных мероприятий высокой громкости правильнее было бы применять специальные активные акустические системы (например, корпусные колонки, устанавливаемые на стойку-треногу), обладающие высоким звуковым давлением – как основные, а существующие подвешенные/потолочные громкоговорители – как элемент т.н. «подзвучивания».
Описание технического решения
Мы решили поставленную задачу в несколько простых шагов:
Первое. Реализуем возможность регулировать звук зонально — устанавливаем регуляторы громкости.
Второе. Устанавливаем микшерный пульт для управления звуком, подключения музыкантов и приглашенных ведущих.
Третье. Реализуем возможность подключения к аудиосистеме ресторана диджейского пульта, устанавливаемого на летней веранде за счет: установки на веранде влагозащищенного блока розеток (с аудиоразъемами XLR), прокладки кабельной трассы от него к микшерному пульту, расположенному в барной зоне.
Схема работы оборудования была следующая.
Существующий сетевой плеер Russound XSource подключен небалансным кабелем 2xRCA к микшерному пульту. Таким образом воспроизводимый плеером звуковой сигнал поступает в звуковой тракт и регулируется на микшерном пульте, используя встроенный трехполосный эквалайзер, а также инструменты управления уровнем усиления сигнала (gain) и громкости (level).
После этого сигнал с пульта направляется на усилители мощности, которые установлены в рековом шкафу, находящемся в техническом пространстве барной зоны. Поскольку длина кабельной трассы от пульта до шкафа составила более 10м, а рядом было много электрического и электронного оборудования, то было принято решение передавать сигнал балансным (микрофонным) кабелем, что позволило исключить помехи и наводки при передаче.
В связи с тем, что одним из пожеланий заказчика было сохранить существующее оборудование и максимально использовать его в разрабатываемой нами конфигурации, мы оставили в звуковом тракте графический эквалайзер, хотя изначально собирались его исключить из проекта. Его применение сыграло нам на руку, так как данный прибор имел входы для балансного сигнала, а мы как раз вели балансный сигнал от пульта к усилителям, что позволило минимизировать затраты на покупку дополнительного оборудования.
Затем от графического эквалайзера сигнал поступает напрямую в усилители мощности, которые последовательно подключены друг к другу. После этого усиленный сигнал проходит через аттенюаторы (регуляторы громкости, установлены в рэковом шкафу), при необходимости регулируется и отправляется на акустические системы.
В случае, когда в заведении выступает приглашенный диджей, музыкант или ведущий, он может подключиться напрямую к микшерному пульту, настроить необходимым образом звук своего инструмента, микрофона или другого оборудования, использовать при необходимости встроенный процессор эффектов. Подключение к аудиосистеме ресторана теперь возможно и на летней веранде, для этого на улице была установлена влагозащищенная розеточная коробка с разъемами XLR. Кабели от этих разъемов скрыто проложены в корпусе оконной рамы, заведены под крышу веранды и внутрь помещения, проложены по потолку и внутри элементов интерьера практически незаметно для персонала и посетителей ресторана.
По данной кабельной трассе (2 микрофонных кабеля) передается балансный сигнал для исключения возможных наводок или помех. Подключены они в 1 и 2 каналы микшерного пульта и, таким образом, данные каналы отвечают за звуковой сигнал, транслируемый с летней веранды.
Бренды, использованные в проекте
CVGaudio, Neutrik, Procab, Yamaha
Оборудование, примененное в проекте:
- микшерный пульт Yamaha MG10XU с процессором эффектов;
- низкоомные регуляторы громкости CVGaudio VTL-100;
- кабели Procab;
- блок розеток уличный от Neutrik;
- шкаф телекоммуникационный CMO.
Ход реализации проекта
Данное заведение общепита работает без выходных и допоздна, поэтому по условиям проекта все монтажные работы мы были обязаны выполнять либо ночью, либо рано утром. «Ночь работе не помеха» (с) — нашим монтажникам было не привыкать работать в это время суток.
Сложность была в том, что в технологическом пространстве барной зоны катастрофически не хватало места — мы с трудом установили туда шкаф и собрали в него все оборудование (места едва хватило). Чтобы поддерживать нормальную вентиляцию оборудования в плотно скомпонованом шкафу мы установили воздушное охлаждение — вентиляторный блок был врезан в рековый шкаф. А вот для блока розеток пришлось придумывать новое место, где его можно было разместить. В итоге, розеточный блок был смонтирован на крыше шкафа через специальные резиновые (изоляционные) прокладки. Благодаря отдельно вынесенному блоку розеток теперь есть возможность в конце рабочего дня полностью обесточивать все звуковое оборудование, расположенное в шкафу нажатием одной лишь клавиши на корпусе блока розеток. До нашего появления на данном объекте оборудование вообще никогда не выключалось.
По причине ограниченности пространства на объекте в целом и в барной зоне в частности времени на прокладку кабелей у нас ушло несколько больше, чем обычно требуется для данного вида работ.
Итог
Теперь на данном объекте приглашенные музыканты имеют возможность без проблем подключаться к аудиосистеме ресторана (раньше это было технически неудобно, в том числе и на летней веранде), управлять параметрами звука, а также полностью регулировать громкость звука по зонам: в зале, на веранде (улице), туалетах, коридоре и даже на кухне. Теперь звук в любой точке заведения является полнодиапазонным, цельным и не урезанным.
Нам удалось быстро (и относительно недорого для заказчика) исправить недоработки наших коллег по ProAV-цеху. Данный проект стал для нас очередным вызовом, с которым мы успешно справились.
Мы остались довольны полученным результатом, равно как и наш клиент.
Нам было особенно приятно, что изначально представители заказчика вышли на нас благодаря положительной рекомендации. Проще говоря, наш клиент, с которым мы ранее уже работали, остался доволен качеством выполненных нами работ и уровнем нашего клиентинга, и рекомендовал своему партнеру обратиться к нам.
Мы будем рады разработать и реализовать мультимедийное решение любой сложности для объекта HoReCa с нуля либо доработать уже существующий проект.